ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ"
ru / en
Федеральное государственное унитарное предприятие

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

О ФГУП "ФЦЯРБ"


ФГУП "ФЦЯРБ" создано для централизованного управления проектами по обращению с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО) и координации федеральной целевой программы "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года"

Предприятие выполняет задачи по разработке и внедрению инновационных технологий обращения с ОЯТ и РАО, проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по обеспечению радиационной безопасности.


Полная информация

 
 

ИДЕТ ПОДГОТОВКА К УТИЛИЗАЦИИ ПЛАВБАЗЫ «ЛЕПСЕ"


Захарчев  О подготовке проекта по утилизации ПТБ «Лепсе» и его реализации рассказывает Руководитель проекта Проектного офиса "Комплексная утилизация АПЛ" ГК «Росатом» Анатолий Захарчев 

В середине июня 2010 года в Мурманске состоялось техническое совещание специалистов, на котором было положено начало практической реализации крупного международного проекта — утилизации плавбазы «Лепсе». В работе совещания участвовали представители ГК "Росатом" и ФГУП «ФЦЯРБ», технические эксперты компаний Ramboll-Barents и Nuvia Ltd, специалисты СРЗ «Нерпы» и ОАО «Атомфлот». Сейчас идет подготовка проектной исполнительской документации. Практические работы на «Лепсе» должны начаться не позднее 2011 года. Завершить утилизацию планируется к 2016 году.

ПТБ Лепсе

 - Анатолий Александрович, в каком состоянии сейчас находится плавбаза «Лепсе» и что уже сделано для начала процесса ее утилизации?
А.Захарчев: Плавтехбаза «Лепсе» — судно атомного технологического обслуживания атомного ледокольного флота. С 1963 по 1981 год ПТБ «Лепсе» обеспечивала перезагрузку ядерного топлива атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». С 1981 года «Лепсе» использовалась только для хранения ОЯТ и РАО, а в 1990 году было переведено в категорию стоечных судов. В настоящее время ПТБ «Лепсе» находится вне черты г. Мурманска, у причала ФГУП «Атомфлот». Считается, что на сегодняшний день плавтехбаза «Лепсе» является самым ядерно- и радиационно-опасным плавучим объектом на Северо-западе России. В ее хранилище находятся около 50 кубометров твердых радиоактивных отходов различного уровня активности и 639 отработавших тепловыделяющих сборок, в том числе аварийное отработавшее топливо, выгруженное с первенца атомного флота ледокола «Ленин», который сегодня реконструирован под музей. В судовых помещениях контролируемой зоны размещено специальное оборудование, имеющее радиоактивные загрязнения.
В 1995 году проблема обращения с «Лепсе» была включена в планы Европейской комиссии, и проект получил международный статус. На стадии обсуждения международного проекта по комплексной утилизации «Лепсе» западные доноры предложили выделить финансовые средства на решение проблемы. Несмотря на подписание финансовых соглашений с иностранными партнерами, фактически с 1998 по 2005 год практическое решение проблемы утилизации «Лепсе» было приостановлено. Основной причиной было отсутствие двухсторонних соглашений о гражданской ответственности за ядерный риск между Россией и иностранными донорами. В июне 2008 года было подписано Грантовое исполнительное соглашение между Европейским Банком Реконструкции и Развития, который выступил в качестве администратора Фонда природоохранного партнерства «Северное измерение», и государственной корпорацией «Росатом» и ФГУП «ФЦЯРБ» — в качестве получателей Гранта для утилизации «Лепсе». Грант охватывает первый этап, который начинается с разработки проекта и заканчивается буксировкой судна на СРЗ «Нерпа». В рамках этого соглашения будет выделено 43 млн евро. В рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008-2015 г.г.» Россия на утилизацию «Лепсе» выделяет 320 млн руб. После разработки проекта и сметной документации на весь объем работ по утилизации судна ЕБРР будет готов обсудить вопрос финансирования работ второго этапа утилизации «Лепсе», который включает выгрузку и транспортировку ОЯТ, разделку судна на блоки, постановку блоков в ПДХ «Сайда».
Утилизация «Лепсе» вошла в список 9 первоочередных проектов, разработанных по заказу ЕБРР и включенных в Стратегический мастер-план утилизации и экологической реабилитации выведенных из эксплуатации объектов атомного флота и обеспечивающей инфраструктуры Северо-запада России. План утилизации предусматривает разработку всей рабочей документации, улучшение радиационной обстановки на судне, транспортировку «Лепсе» на СРЗ «Нерпа», а также подготовку инфраструктуры СРЗ «Нерпа» к выгрузке ОЯТ, включая поставку специализированного оборудования. Затем предстоит одна из самых сложных операций этого проекта — выгрузка ОЯТ и транспортировка контейнеров с ОЯТ на «Атомфлот». После демонтажа конструкций и оборудования будут сформированы два блока из остатков конструкций и отправлены в пункт длительного хранения на Сайду. Ответственным за реализацию проекта «Лепсе» является ФГУП «ФЦЯРБ» Росатома. Специалисты Федерального центра разработали предварительный график проекта, а также проекты технических спецификаций на первоочередные работы
- В апреле этого года по результатам открытого конкурса был выбран международный консультант по проекту комплексной утилизации «Лепсе». Как проходил этот конкурс?
А.Захарчев: Грантовое исполнительное соглашение предусматривает привлечение международного консультанта для поддержки работы Группы управления проектом с тем, чтобы обеспечить соответствие всех работ международным стандартам и технологиям. В то же время все работы должны проводиться в соответствии с действующим российским законодательством и стандартами. Выбор международного консультанта — это очень важный этап в реализации проекта «Лепсе», так как без него по условиям исполнительного соглашения о гранте с ЕБРР мы не могли приступить к выполнению конкретных мероприятий. Международным консультантом проекта «Лепсе» была выбрана британская компания «Нувиа Лимитед». В соответствии с исполнительным соглашением о гранте между ЕБРР и ФГУП «ФЦЯРБ» в течение трех лет должна быть проведена подготовка и перевод плавбазы «Лепсе» на судоремонтный завод «Нерпа» с последующей постановкой на стапельную плиту. В настоящее время ФЦЯРБ разработал предварительный график проекта, а также — проекты технических спецификаций на первоочередные работы. В рамках грантового соглашения компанией АМЕС NSS была проведена международная экспертиза стоимости выполнения работ по комплексной утилизации «Лепсе», были оценены реальные затраты на выполнение всех задач по проекту. Кроме того, за счет средств Федеральной целевой программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» в «ОКБМ Африкантов» разрабатываются и изготавливаются специальные манипуляторы, а также стенд-имитатор хранилища ПТБ «Лепсе» для отработки технологии выгрузки отработавших тепловыделяющих сборок и обучения персонала.
— Предусматривается ли какое-то специальное обучение для специалистов «Нерпы» и «Атомфлота», которые будут заняты на выгрузке топлива из «Лепсе» и утилизации плавбазы?
А.Захарчев: В принципе это нормальная, повседневная работа для наших специалистов, в том числе с повышенным радиационным фактором. Но поскольку в данном случае мы имеем дело не с АПЛ, а с плавбазой, часть наших специалистов пройдет необходимый курс обучения в Нижнем Новгороде, чтобы они точно знали и понимали полный цикл всех предстоящих работ с учетом того, что часть наиболее опасных операций будут проводиться с помощью роботов-манипуляторов. Дополнительная подготовка, видимо, потребуется для водителей и крановщиков специальных кранов и трейлеров, которые будут перегружать ТУКи с отработавшим топливом. Исходя из предыдущего опыта, думаю, что наши специалисты успешно освоят новое оборудование.
- Поскольку это сложный, уникальный проект, видимо, будет более строгим контроль за безопасностью проводимых работ и мониторинг радиационной остановки на плавбазе?
А.Захарчев: В таких ситуациях по определению контроль не может быть нестрогим. Контроль за обстановкой будет на уровне Ростехнадзора и Росатома. За реализаций проекта будет следить экспертная группа МАГАТЭ. Мониторинг будут вести отделы радиационной безопасности «Нерпы» и «Атомфлота». Приобретается новое оборудование для радиационного контроля. Специальный контракт будет заключен с ФМБА. К тому времени будет полностью внедрена система АСКРО, которая автоматически производит замеры радиационных факторов почвы, воды, воздуха и направляет эти данные в областной центр и в Росатом. То есть система контроля и надзора за ходом работ на «Лепсе» будет всесторонняя и многоступенчатая.
— Будет ли проводиться обучение персонала на случай нештатной ситуации?
А.Захарчев: Возникновение нештатной или аварийной ситуации четко регламентировано, рассчитывается на математической модели. Мы знаем, что это недопустимо. Но думать об этом обязаны. Должны быть заранее определены все мероприятия по недопущению такой ситуации, Но, если она все же возникла, должен быть четкий план по ее локализации и устранению. Такие планы будут разработаны, будут проведены учения персонала на случай возникновения той или иной нештатной ситуации. Чтобы такую ситуацию полностью исключить, нужна тщательнейшая подготовка каждой серьезной операции.
— Когда, по Вашему мнению, может реально начаться выгрузка топлива с плавбазы «Лепсе»?
А.Захарчев: Когда в августе 2008 года состоялась официальная передача атомных ледоколов и судов АТО из доверительного управления ОАО «ММП» в ведение Росатома и все проблемы с утилизацией «Лепсе» легли на плечи нашей госкорпорации, нам казалось, что в течение 2-3 лет судно будет стоять в упакованном виде на Сайде. Но это были слишком оптимистичные прогнозы. Из предварительного графика выполнения проекта комплексной утилизации видно, что начало выгрузки ОЯТ запланировано на третий квартал 2012 года или первый квартал 2013 года.
На сегодняшний день специалисты ФЦЯРБ провели международную экспертизу стоимости выполнения работ по комплексной утилизации судна. Атомфлот проверил состояние корпусных конструкций и подтвердил соответствие состояния судна требованиям, установленными Российским морским регистром судоходства в целях перевода судна к месту утилизации. Из средств ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на период с 2008 по 2015 г.г.» в 2010 году предполагается выполнить комплексное инженерное радиационное обследование (КИРО) плавбазы «Лепсе» и провести работы по улучшению радиационной обстановки. Проект выгрузки отработавшего ядерного топлива из хранилища «Лепсе» — сложная техническая задача. Могу сказать, что за предыдущие 15 лет было предложено несколько различных технологий выгрузки ОЯТ, в том числе технология французской фирмы «SGN», технология научно-производственной фирмы «Трансатом» (регламент ВНИПИЭТ), технология «Атомэнерго» (г. Санкт-Петербург), технология Научно-исследовательского проектно-технологического бюро «Онега» (г. Северодвинск, Архангельская область). Предложения по выгрузке с учетом некоторых особенностей разработаны бывшим главным технологом специальной группы атомного ледокольного флота, а с 2005 года — экспертом ЭПЦ Беллона по атомным проектам Ю.В.Черногоровым. По предварительной договоренности с представителем головного подрядчика, предложения будут включены в рабочую документацию проекта выгрузки ОЯТ.
Головной подрядчик — ФЦЯРБ — должен подготовить материалы и проект технической спецификации для проведения конкурса по выбору группы предприятий для проведения работ. Эта группа создаст рабочий проект утилизации.
— Сейчас уже составлен какой-то предварительный план-график утилизации «Лепсе»?
А.Захарчев: Естественно, такой план есть. Первый этап утилизации «Лепсе» должен занять 2 года и 4 месяца, начиная с 01 марта 2010 года. Конечным результатом реализации первого этапа станет постановка судна на стапель-плиту СРЗ «Нерпа». С учетом того, что на СРЗ «Нерпа» будут утилизироваться и атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь», предприятие на несколько лет будет обеспечено заказами, а его специалисты работой. Создание рабочего проекта утилизации судна займет приблизительно 2 года — с 4 квартала 2010 года по 3-ий квартал 2012 года. Выгрузку ОЯТ планируется проводить в течение 3 лет и 9 месяцев — в период с 4-го квартала 2012 года по 1-ый квартал 2016 года. Но, возможно, что сроки могут быть пересмотрены в сторону увеличения, как это неоднократно происходило ранее по причинам отсутствия финансовых средств и несогласованности различных структур.
В общем, на сегодняшний день на проект утилизации «Лепсе» выделены необходимые средства, со всеми участниками проекта достигнуты соглашения. Российская сторона определила и согласовала с Росатомом всех участников разработки проекта, этапы разработки проекта, порядок проведения и ориентировочно стоимость работ по утилизации «Лепсе». Достигнута принципиальная договоренность о переработке ОЯТ на ПО «Маяк» в случае, если будет принят вариант, предполагающий извлечение топлива из хранилищ судна. Сейчас активно проводится комплекс работ по подготовке судна к утилизации по программе, утвержденной ГК «Росатом».

 

Подготовили Л. Буздалин, В. Степанюк

Источник: www.a-submarine.ru

 

 


Источник:
Размещено: 14.07.2010

© 2007-2010 ФГУП ФЦЯРБ