ПРЕДПРИЯТИЕ ГОСКОРПОРАЦИИ "РОСАТОМ"
ru / en
Логотип ОАО ФЦЯРБ

Акционерное общество

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР
ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Завершена выгрузка ОЯТ из реакторов самой быстрой в мире АПЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Совместными усилиями АО «Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности» (руководитель проекта), ОАО «ЦС «Звездочка», компании «Нувиа», при поддержке Госкорпорации «Росатом» и финансовом обеспечении со стороны Фонда Экологического партнерства Северного измерения (ЭПСИ), распорядителем которого является Европейский банк реконструкции и развития, завершен уникальный по своей технической сложности проект выгрузки отработавшего ядерного топлива из реакторов утилизированной, самой быстрой в мире атомной подводной лодки (АПЛ) класса «Папа».

Около семисот отработавших тепловыделяющих сборок были перемещены из реакторов субмарины в транспортные контейнеры. Каждая из этих кассет представляла угрозу: нарушение технологии могло бы создать аварийные ситуации. Именно из-за рисков возникновения чрезвычайных ситуаций ядерного и радиационного характера проект был включен в перечень проектов Фонда ЭПСИ.

В виду критического технического состояния трёхотсечного блока АПЛ класса «Папа», отсутствия отработанных процедур выгрузки и специального перегрузочного оборудования работы по утилизации АПЛ выполнялись   с отступлением от традиционной схемы, т.е. без выгрузки ОЯТ на плаву –трёхотсечный блок АПЛ находился на твердом основании в плавучем доке.

Уникальность конструкции реакторов и перегрузочного оборудования требовала обучения персонала, а также подготовки и согласования специальной документации.

После окончания работ по выгрузке ОЯТ (в марте 2015 года) произведено обследование оборудования, по результатам которого оно будет разобрано, загрязнённые детали и узлы дезактивированы. Компоненты перегрузочного оборудования, не подлежащие дезактивации, будут утилизированы как твердые радиоактивные отходы. ОЯТ в спецэшелонах перевезено на ФГУП «ПО «Маяк» для переработки.

В конце мая т.г. трёхотсечный реакторный блок будет спущен на воду в акватории  ОАО «ЦС «Звездочка», с последующей буксировкой в Сайда-Губу, где будут проведены необходимые процедуры по его размещению на долговременное хранение. Однако уже сейчас можно говорить о ликвидации исходящей от данной АПЛ ядерной и радиационной угрозы населению и окружающей среде Северо-западного региона Российской Федерации.

История подлодки. Строительство уникальной субмарины началось в декабре 1959 года с постановления правительства СССР «О создании скоростной подводной лодки…».

С целью его воплощения в СССР создавалась принципиально новая отрасль металлургической промышленности, связанная с технологиями титановых сплавов. В результате подводная лодка была спущена на воду лишь 21 декабря 1968 г., а уже в 1971 году в Белом море обновила свой рекорд скорости до 44,7 узлов, что до настоящего времени является абсолютным рекордом скорости в подводном положении.

Атомная подводная лодка класса «ПАПА» представляла собой своеобразную лабораторию, где оружейники и корабелы испытывали новые разработки и технологии. Корабль числился в строю Северного флота до 1988г., после чего был выведен в резерв для утилизации, в ожидании которой простоял до 23 июля 2009 года. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Источник:
Размещено: 20.05.2015

© 2007 — АО ФЦЯРБ